суббота, 5 февраля 2011 г.

Жили-были….

- Наталья! Наталья! Куда ты запропастилась? (тут дед Иван добавляет своё любимое
непечатное словечко).Увидев меня, сердито заворчал:

- Старуха куда-то ушла.Найди-ко  мне её.

Послушно иду искать бабушку Наташу. В огороде над грядкой с морковкой склонилась маленькая сухонькая старушка. Её костлявые руки ловко дёргают сорняки,она что-то бормочет себе под нос. 

Сколько помню свою бабушку, она всегда такая маленькая,худенькая,очень подвижная,
в неизменном переднике, в белом платке с узлом на затылке на манер современных бандан.  Она страшно недовольна, что ей  нужно прерваться. Она кричит на весь огород, что
дед такой сякой, что никакого покою ей бедной нет, чтоб он сдох. При этом не забывая
добавить – Господи прости. Но, вымыв руки в баке, всё-таки шлёпает домой на своих тонких ножках, не переставая при этом  костерить  деда Ивана. Дед в долгу не остается.

- Где тебя черти носят? А?

- Это у тебя дел нет- защищается бабка- а у меня весь огород травой зарос. Полола я. Чего тебе опять надо от меня?

- На кой леший тебе огород? Ты чего, ещё одну зиму собралась жить?

- Собралась вот. И ещё не одну – заносчиво отвечает бабушка Наташа.
И такие словесные баталии  происходят между моими бабушкой и дедом каждый божий день. Они уже очень старые, имеют не только внуков, но и  правнуков, они давно уже не считают, сколько лет живут вместе. Дед, как ребёнок совершенно не может обходиться без  своей Натальи. Из дома он практически не выходит. Стоит ему только обнаружить, что бабки не рядом, он начинает кричать, звать её, материться на чём свет стоит. А когда Наталья всё-таки появляется, вот как сейчас, он не может вспомнить, зачем её звал. И сегодня ничего нового. Ругательства закончились,а он не придумал ещё, что же ему надо было от своей Натальи. Дед виновато ёрзает на стуле и ничего умнее не  придумал:

- Дак это … Дак курить охота. Куда курево моё дела?

И тут он понимает,что как-то неудачно у него вышло, с куревом-то. Пачка «Беломор-канала» и спички лежали на противоположной стороне стола… От своей оплошности дед вовсе растерялся, закряхтел, втянул в плечи  свою маленькую с остатками лохматых волосёнок голову. Потому  что знал, какова его Наталья в гневе. Не смотря на свой тщедушный вид, она обладала довольно сильным голосом. Когда она ругала деда,это слышал не только он. Наши дома стояли на одном дворе и мой отец, услышав крик  бабушки  Наташи, говорил:

- Опять  дед провинился. Надо идти спасать и шёл мирить  стариков, которых мы все очень любили.

Но бабушка не только ругалась, она и тумаков деду могла надавать. Поэтому дед на всякий случай приготовился к атаке. Однако грозы на сей раз не последовало. Бабушка молча подвинула ему папиросы и молча сидела какое-то время глядя на старика. Потом сказала тихим голосом:

- Иван, хоть бы ты помер что ли …

Дед не удивился, не возмутился. Ответил таким же безцветным  голосом:

- Вот дурра, дурра и есть. Я мешаю тебе что ли?

- Я бы хоть отдохнула без тебя.

Они  оба замолчали. А у меня мурашки пошли по коже от  этого «задушевного» разговора.До сих пор у меня в памяти картина: сидят два очень старых человека,уставшие от жизни и,похоже, друг от друга  и  с безразличием говорят о смерти…

Надо сказать, что бабушкино желание Бог исполнил(если можно так сказать). Она пережила своего Ивана ровно на пять лет, не дожив до своего  90- летия  всего  два месяца  и полгода  до рождения первого праправнука, моего внука.

2 комментария:

  1. Рассказ просто замечательный, произвел большое впечатление. Близка деревенская тема. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий,рада,что эта тема вам близка.Мы часто не замечаем стариков,даже родных,считаем их наивными,а то вовсе глупыми.А зря.У них есть чему поучиться.Например жизненной философии.

    ОтветитьУдалить